Консультации специалистов

Развитие связной речи

Для развития связной речи у детей дошкольного возраста широко используются разнообразные игры и игровые упражнения. В игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь.

Речевые игры и упражнения можно проводить со всей группой, с отдельными подгруппами детей и индивидуально с каждым ребенком. Специальные игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития ребенка.

Чтобы ребенку связно рассказать о чем-нибудь, нужно представить объект рассказа. Дети учатся описывать игрушки, предметы, сюжетные картинки, рисунки, явления природы, людей, животных.

Игры, направленные на обучение детей рассказыванию развивают умение описать предмет по основным признакам (цвет, формы, величина), действиям. 

Связное рассказывание показывает,  насколько ребенок владеет богатством родного языка.

С детьми можно провести такие игры, как « Узнай кто это?», «Что у кого?», « Какой бывает?», « Кто что умеет?».

В старших группах игры на подбор синонимов - игра «Похожие слова», игры «Говори наоборот» (подбор антонимов к заданным словам). Игры на умения использовать сравнения. Эти игры хорошо провести с мячом.

Также можно использовать игры-сравнения « Кто больше скажет слов про куклу? (зайца, медвежонка)», « Кто больше  увидит и назовет?». Здесь можно поощрить детей (ленточки, флажки, медальки). Так от отдельных словарных упражнений дети приходят к составлению рассказов.

Еще интересный прием:  художник присылает недорисованную картину, просит дорисовать, затем дети придумывают истории.

Игра «Скажи иначе» (подбор синонимов)

       Унылая пора - скучная, грустная, хмурая, печальная

       Небо серое - темное, холодное, пасмурное

       Деревья нагие - голые, обнаженные

   

Игра «Скажи наоборот»- упражнение в подборе антонимов

      Осень ранняя – поздняя

      День веселый – грустный

      День солнечный – пасмурный

     Небо голубое – серое

     Время холодное – жаркое

     Небо яркое – тусклое

    Облако белое- туча черная

    Погода хорошая - плохая

 

Игра « Похожие слова»- синонимы

    Рисунок – картина

   Бегемот- гиппопотам

   Работа – труд

   Холод – стужа

 

Игра «Говори наоборот»

    Черное – белое

( злой, голодный, маленький, длинный, румяный, холодный, тусклый).

 

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи должны быть интересными и увлекательными.

Например, «Игра Поезд» используется при составлении рассказа. Дети-вагончики, но прицепиться может тот, кто правильно продолжит, что сказал другой ребенок.

Игра « Что напутал Буратино?»

Приходит Буратино со своим новым другом утенком. Рассказывая про своего приятеля,  делает ошибки.  Дети должны заметить и исправить неточности.

 

Игры-путешествия (по морю, в лес, на луг и др.), которые помогают составить связный рассказ.  Игра  « Прогулка по морю».

Можно использовать также игровые приемы, как например- двое детей у окна рассказывают всем, что они видят, что происходит на улице. Затем меняются.

    Дети идут в лес и находят кружки разного цвета, сочиняют истории.

    Детям дается картинка, на которой допущены ошибки. Художник запутался. Дети придумывают истории про каждый кусочек картины.

 

Можно создать игровые ситуации, когда дорисованный персонаж куда-то идет, с кем-то встречается, что-то происходит. Дети рассказывают.

Очень хорошо использовать игры настольные « Разложи картинки», где дети по картинкам рассказывают начало и конец действий. Игра «Неожиданный финал»- помогает детям рассказать в последовательности события. Игра « Угадай и собери» (сказка за сказкой).

Чтобы вызвать у детей  интерес к различным заданиям используются игровые приемы с появлением любимых героев. Например, Василиса Премудрая приносит волшебную шкатулку со сказками. В ней лежат кружка - заменители героев сказок. Кто это? Или что это такое? И что с ними однажды случилось?

Или Василиса Премудрая нашла у Бабы Яги интересную книжку, но Баба Яга странички потеряла, и остались только начала сказок. Надо помочь эту книжку собрать. Для этого ребята будут придумывать окончания сказок. 

Баба Яга отдает шкатулку, где лежат заколдованные герои сказок. Надо расколдовать- придумать про них интересную сказку. Или Баба Яга прислала подарок. Опять не простой, а с загадкой, где герои- кружки противоположного цвета (белого и черного).

К детям приходит Сказочник - оставляет конверт от бабы Яги подарок- лист бумаги, где модель сказки- дети сочиняют. Дети очень любят сказочный героев- Буратино, Незнайка, Гном.  Они говорят с детьми, просят рассказать, сочинить, помочь. Это вызывает у детей желание придумать, а потом рассказать. Например, игра « Придумай небылицу» (с Буратино) или игра «Дополни предложение» (с Незнайкой).

Все эти игровые ситуации побуждают детей к связному изложению мыслей.  Игры « Добавь слово», « Что сначала, что потом».

    

    Таким образом, используя игры и игровые приемы,  мы добиваемся значительных успехов в развитии связной речи детей.

                                                                                       Педагог-психолог.

 

 

Разработано в Sunidea.ru

Адрес: г. Южно-Сахалинск ул. Горького 54
Телефоны: 8 (4242)312765 8(4242) 312766

Минуточку ...